Освещение для мегаполиса будущего

Мы рады представить вам новую рубрику — набор переводных статей, посвященных дизайну света, с комментариями профессионалов с мировым именем.
В номере — беседа с Марком Аурелом — французским дизайнером света, одним из авторов программы уличной подсветки в Париже — о трендах в современном освещении и грядущих изменениях городской среды.

Lighter
— Прежде чем рассуждать о городском освещении и его изменениях в ближайшем будущем, давайте попробуем понять, какие изменения ожидают наши города и общество? Каждому дизайнеру необходимо регулярно задавать себе этот вопрос, ведь именно ему выпадает непростая задача — определить тенденции, задавая, таким образом, направление техническому прогрессу.
Eco
— Давайте обсудим изменения, которые наблюдаются сейчас в сфере городских общественных пространств. Как вы видите города будущего?
Lighter
— Одним из основных факторов, влияющих на устройство общественных пространств, безусловно является транспорт. Сейчас мегаполисы уверенно движутся к развитию комфортного общественного транспорта, с возможностью выбора альтернатив для любого маршрута. Во главу угла становится качество всей транспортной системы — не только самих транспортных средств, но и удобство зон ожидания и буферных зон на пересадочных узлах.

Речь идет о новом типе «мобильности» в городском транспортном сообщении, некая «вариативная мобильность», позволяющая жителю мегаполиса свободно выбирать из целого ряда возможностей передвижения. Этот процесс уже наблюдается в городах с более 12 млн жителей по всему миру. В городах, где человек вынужден пользоваться собственным автотранспортом, самым насущным становится вопрос: «Как мне добраться из пункта „А“ в пункт „Б“ не стоя в пробках?».

Мы неспроста поднимаем транспортный вопрос — он напрямую связан с дальнейшим развитием наших городов. Когда дело доходит до разработки уличной, парковой мебели и дизайна освещения — наиболее важным становится именно он.
Eco
— С учетом того, что вы сейчас озвучили, как городское освещение может выглядеть в ближайшем будущем?
Lighter
— Уже в недалеком будущем мы увидим на улицах меньше машин и больше общественного транспорта. Пешеходам будет уделяться особое внимание, появятся новые пешеходные зоны. Уличное освещение должно будет соответствовать новым реалиям.

Сегодня основной задачей уличного освещения остается регулирование взаимодействия между автомобилями и пешеходами в темное время суток. Уличный свет должен поддерживать порядок на дорогах, поэтому применяется стандартное оборудования и обеспечивается максимальная яркость.

В будущем предполагаю, что акцент сместится в сторону создания ночной атмосферы города, уникальной для каждого отдельного района или зоны. Главной задачей уличной подсветки уже не будет регулирование потока автомобиль/пешеход.

venice_at_night-public-lighting
Венеция — отличный пример мегаполиса, где весь центр города был переоборудован в пешеходный. Дизайн света здесь нельзя назвать стандартизированным, и особой яркостью он не отличается. Напротив, каждая зона оформлена уникально, с учетом ее особенностей, архитектуры и неповторимой атмосферы.

В будущем, освещение общественных мест не будет продиктовано обслуживанием автомобильного траффика. Мы сможем полностью раскрыть потенциал различных технологий в светового оформления, создавать качественные и разнообразные решения, адаптированные к различным типам пространств, а не только к основным достопримечательностям, как это делается сейчас.
Eco
— По вашему мнению, адаптировано ли текущее освещение в городах к новым требованиям по качеству и энергоэффективности?
Lighter
— Как я уже объяснил, сегодня свет всегда следует одной и той же логике — придорожное освещение доминирует и является структурной частью наших городов.

В данной среде, производители фактически не рассматривают другие виды уличного освещения. Их роль не в создании нового рынка, а в предоставлении наилучших решений для текущих реалий. Что само по себе уже большой шаг вперед.

Сейчас достаточно распространенной становится идея диммирования — регулирования интенсивности света в различные периоды времени, а также использование светодиодных (LED) источников света, которые потребляют намного минимум энергии.

Это верные шаги, однако их недостаточно для того, чтобы в полной мере отреагировать на изменения, которые мы сейчас наблюдаем.

poitiers-public-lighting
Когда световая индустрия станет в меньшей степени ориентирована на автотранспорт, можно будет создавать новые типы освещения, более экологичные, легкие в установке и разнообразные для создания новой атмосферы ночного города.

Важно знать, будет ли свет по-прежнему работать от электросети, или же альтернативная энергетика позволит нам больше свободы в области форм и принципов работы.
Eco
— Какие проекты освещения вы считаете наиболее инновационными?
Lighter
— Для меня настоящей инновацией стало светодиодное освещение, хотя сейчас оно применяется в основном лишь как замена традиционных источников энергии. На самом деле LED-технологии открывают совершенно новые возможности для работы с 3D-эффектами и создания сложных световых инсталляций.

Во французском городе Пуатье мы использовали инновационный потенциал светодиодного освещения чтобы вместе с нашими партнерами, компанией iGuzzini, создать новый продукт — Anello. Эта световая система создавалась как основа, которая комплектуется несколькими независимыми разноцветными светодиодными источниками. Таким образом, появилась возможность задать различные световые атмосферы для одного и того же объекта с помощью одно и того же оборудования.

В будущем, задачей станет разработка более дешевой и при этом более эффективной светотехники. Основной этих разработок может стать светодиодное освещение, хотя оно требует подключения к электросети.
hyeres-public-lighting
Ограничения, существующие при установке светотехнического оборудования вынуждают местные власти не рассматривать системы освещения комплексно, а рассматривать в отдельности установку каждого светильника. Мы постепенно работаем над решением этих вопросов, привлекаем партнеров.
Eco
— Подводя итоги, можете ли вы назвать города, которые считаете наиболее инновационными в области освещения?
Lighter
— Технологии меняются очень быстро и городам все сложнее выбирать решения, которые не устарели бы через несколько лет. Многие по-прежнему используют классические источники света, например натриевые, не желая делать инвестировать в проекты городского освещения.

Многие города внедряют светотехнические инновации только в рамках отдельно взятых городских проектов — таких как подсветка здания мэрии или известного собора.

Изменения в пользовании общественными пространствами обязательно повлекут за собой и новый подход к их подсветке. Но чтобы воплотить это в жизнь предстоит еще много работы.

В заключение

Мы надеемся, что статья оказалась интересной. И пусть в наших мегаполисах световой дизайн находится лишь в начале длинного пути к созданию уникальной городской атмосферы, мы напоминаем вам, что вы можете уже сейчас создать неповторимую атмосферу домашнего уюта у себя дома. Воспользуйтесь нашим конструктором света, чтобы увидеть разницу между различными типами освещения и оттенками света.

Англоязычный оригинал интервью и фотоматериал http://urban-obs.com/

Tags: , ,

Комментарии